Marketing Lab новости

Состоялся бизнес-форум «AutoMarketing – 2012»

На этой неделе состоялся традиционный весенний бизнес-форум «Автомаркетинг-2012», получивший название «Drive no Parking – где поставить запятую?». Бессменным организатором мероприятия выступила компания «Marketing Lab». Бизнес-форум не зря проводится весной, ведь это время, когда можно уверенно подвести итоги прошлого года (некоторые компании работают не по календарному, а финансовому году), понять тенденции этого года по первым его месяцам, обсудить прогнозы на будущее, а также поделиться собственным опытом.

Первым выступил Михаил Сокол, директор департамента стратегического маркетинга и развития бизнеса корпорации «Богдан». Его доклад традиционно опирался на анализ многих макроэкономических показателей, а также сравнение зарубежных рынков, главной целью которого было ответить на вопрос – «упадут» ли автомобильные рынки, и если это случится, то когда? Если основываться на циклах спада и подъёма (т.н. Циклы Кондратьева), которые происходят через определенный период (45-60 лет), самое «дно» уже пройдено, и в ближайшем будущем рынок ждет подъем. Вместе с этим нельзя забывать, что периоды могут сдвигаться на несколько лет (разница между 60 и 45), а это целых 15 лет! Говоря о ближайшей перспективе этого года, Михаил Сокол отметил, что с большой вероятностью можно предположить приток денег в Украину из-за рубежа, который банки будут стараться выгодно разместить. А это значит, что на рынке появится больше доступных кредитов. Но, с другой стороны, это будут доллары США или Евро, но ведь кредитовать необходимо в Гривне. Поэтому, скорее всего, массового появления «дешевых» кредитов ожидать не стоит. Интерес к покупкам автомобилей могут подогреть и грядущие парламентские выборы, которые состоятся осенью. А вот что будет после них – тут уже прогнозировать никто не берется. Но если основываться на экономических показателях, а также на тренде первых четырех месяцев, то пока автомобильный рынок Украины «идет» 230-235 тысяч проданных новых автомобилей в этом году.

Диана Седышева, руководитель департамента маркетинга автомобильного направления «ВиДи Груп» рассказала об интегрированных маркетинговых коммуникациях и об их применении на практике. Речь шла о выводе на рынок нового бренда «ВиДи АвтоСити» – города автомобилей. При этом автомобильные «городки» находились также и в разных городах (основные – Киев и Одесса). Была поставлена задача сформировать и развивать как отдельные точки продаж различных брендов внутри автогородков, так и самого бренда «ВиДи АвтоСити». Для этого был использован эффект синергии, т.е. объединение усилий всех дилерских центров, находящихся на территории городков. Кстати, по словам Дианы, изначально в Киеве планировалось открытие лишь 4 автосалонов в рамках городка, но грянувший кризис просто таки «вынудил» открыть и новые автосалоны, общее количество которых сейчас (в Киеве, на Кольцевой) достигает 10 штук плюс отдельный центр по продаже автомобилей с пробегом. Ведь окупаемость всего проекта, который тогда состоял только из четырех салонов, была под угрозой, в вот 10 – это совсем другая цифра. В итоге стали появляться салоны новых брендов, которые компактно разместились на небольшой территории. Последним из открывшихся стал автосалон Land Rover. Большое количество разных брендов дает возможность перенимать только высокие стандарты и внедрять их для всех остальных. Тем более, многие службы могут быть объединены между собой. В итоге  каждый новый центр, открывающийся в рамках автогородка, требует меньше усилий на раскрутку, что позволяет оптимизировать рекламные бюджеты также и в дальнейшем.
Директор, Softline Mobile Systems Андрей Пептюк рассказал о новой услуге «Мои скидки», которая позволит абонентам узнать об эксклюзивных предложениях от партнеров «Киевстар». Ее преимущество заключается в широкой аудитории (около 4 млн.), которая дала согласие на получение на свои мобильные SMS и MMS с информацией об эксклюзивных условиях и скидках от партнеров Киевстар. Кроме того, можно выбрать целевую аудиторию для каждой из рассылок, учитывая такие фильтры, как регион, возраст, пол, сфера деятельности и так далее. А автоматизированная система позволяет в режиме реального времени осуществить подготовку рекламной компании, рассылку SMS по абонентской базе и проведение оплаты.

Евгений Корнеев, менеджер по маркетингу автомобилей Chrysler, Jeep и Dodge  затронул в своем выступлении такую популярную сейчас сферу, как «социальные медиа». В их число входят не только такие популярные сети, как Facebook, ВКонтакте или twitter, но и целевые и профессиональные сайте и сообщества. Например, livejournal или drive2.ru. Главной целью успешных Social Media (SM) коммуникаций, отмечает Евгений, должно стать построение социального авторитета в своей сфере. Компания должна быть не только специалистом в этой области, но и формировать мнение. Хороший и удачный пример – бренд Jeep, который однозначно ассоциируется с бездорожьем и его покорением. Кстати, компания «Автокапитал» знает об этом не понаслышке, поскольку сейчас активно развивает свой маркетинг в разных направлениях после перерыва в 2009 и начале 2010 года, когда эти бренды в Украине представлены не были. Компания поддерживает форму и клубы любителей этих брендов, присутствует в социальных сетях и напрямую общается с клиентами через свой официальный сайт. Но не следует забывать, что в случае возникновения негативной информации она распространяется между пользователями очень быстро.

Опытом проведения зимних выездных тест-драйвов поделился начальник отдела маркетинга «Субару Украина» Олег Давыденко. Такие мероприятия призваны в полной мере продемонстрировать и дать клиенту самому прочувствовать все преимущества полного привода Subaru – управляемость, проходимость и безопасность на дороге. К тому же, в ходе мероприятий пропагандируется также и правильное управление автомобилем. Так что все гости смогли не только опробовать понравившиеся модели, но и повысить (и тут же отрепетировать) свои водительские навыки. Также компания «Субару Украина» получила возможность напрямую пообщаться с клиентами, узнать их мнение о моделях и о том, чего они ждут от импортера и дилеров – как в плане проведения подобных ивентов, так и в целом по марке Subaru.
Как всегда интересным было выступление Александра Рябухина, заместителя Генерального директора «Атлант-М» по клиенториентированности. Ровно год назад он представил новую программу холдинга «Атлант-М», теперь же можно было подвести первые итоги по ней. Как и предполагалось, программа дала ожидаемые результаты. Постоянно стремясь улучшить отношение и уровень сервиса для клиентов, изобретались и вводились новые вещи (появление новых должностей, создание четких должностных обязанностей, а также системы штрафов за их невыполнение, новые услуги, программы тестирования и т.д.), самые эффективные из которых применялись и в других предприятиях холдинга (напомним, «Атлант-М» работает в России, Белоруссии и Украине). Вот этими новшествами и о практике их внедрения и поделился с участниками бизнес-форума Александр Рябухин.

Наталья Корж, менеджер проектов «Маркетинг Лаб» подробно рассказала о программе контроля сотрудников Mystery Shopping, которая позволяет получить полную и независимую информацию о качестве предоставления услуг компанией. Исследования по такой методике помогают оценить качество обслуживания потенциальных клиентов, используемую технику продаж, оформление зала, фирменный стиль компании, внешний вид и манеры продавцов и т.д. При этом сотрудники компании не могут знать, что это не «настоящий» покупатель, а соответственно, ведут себя как обычно. Тут стоит напомнить, что негативный отзыв распространяется очень быстро, и если клиенту что-то не понравится, он может донести это в среднем до 10 человек, а те в свою очередь другим 10 и т.д. Еще больший «охват» получится, если клиент оказался «лидером мнений» в тех же социальных сетях. Поэтому исследование Mystery Shopping это не только контроль сотрудников, но и способ выявить и оперативно устранить возможные недостатки в обслуживании.
Завершил бизнес-форум «Автомаркетинг-2012» мастер-класс Андрея Длигача, генерального директора ГК Advanter Group, к.э.н., ведущего эксперта Украинской Ассоциации Маркетинга. Довольно интересный и увлекательный доклад говорил о том, что сейчас потребители все больше начинают управлять рынком. А автомобильным компаниям следует перестать мыслить сухими цифрами и попытаться понять, как сейчас идет управление рынком и, самое главное, начать управлять потребительским поведением, а также конкурентным поведением. Следует научиться управлять ценностными установками и не перераспределять (т.е. отбирать у конкурентов), а создавать новые тренды. Например, если развить мысль в обществе, что второй автомобиль в семье необходим и нужен, можно получить отличный рынок сбыта. Ведь сейчас всего 2% семей в Украине владеют вторым авто, тогда как США этот процент достигает 80. Это могло бы увеличить продажи примерно на 170 000 новых автомобилей в год. Пока же, по прогнозам Андрея, в этом году украинский рынок может достичь цифры 280 000 новых проданных машин.

Ответить